Воскресенье, 19.05.2024, 06:39
Главная » Файлы » Полезная инфомация

«Погружение в средневековую романтику». Публикация в газете «Красное знамя» РК.
21.09.2011, 21:17

С недавнего времени Средневековый мир занимает всё больше места в умах миллионов. При этом какой-либо возрастной ценз полностью отсутствует, участвуют все, от грудничков и карапузов до глубоких умудрённых жизнью старцев и учёных мужей. Приобретающее с каждым годом всё большую популярность реконструкционное движение, также прочно вошло в струю и обрело невиданную доселе популярность. Объединение двух этих направлений создало, пожалуй, один из самых оригинальных и экстремальных способов время препровождения: средневековую историческую реконструкцию. Имея под собой гигантский груз столетий, и широкую техническую базу, историческая реконструкция позволяет воссоздать самые сложные творения военной мысли минувших эпох. Самые талантливые и терпеливые реконструкторы идут дальше, они восстанавливают из небытия древние традиции и празднества, поэзию и музыку, рыцарские турниры (бугурты) и народные молодецкие забавы. Так возникают фестивали и конвенты, наполненные средневековой романтикой и духом. Доблестные рыцари и их дамы открывают для нас, обывателей, дверь в средневековый уклад жизни наших предков. Возможно поэтому, вы сейчас читаете эти строки, ради минутки сказки…

Посветят нас в тайны средневекового мира Дмитрий Меренков и Владимир Аникиенко. Бойцы и идейные вдохновители историко-реконструкционного клуба «Кречет» г.Сыктывкар.


1.Дмитрий и Владимир расскажите немного о клубе и его деятельности.

Наш клуб действует с 1997 года. Основными задачами для себя мы ставим: помощь в становлении принципов здорового гражданского общества и патриотического воспитания среди молодёжи, возрождение культурного наследия Древней Руси, этнических культур северных переселенцев проживавших на территории современного Коми края и Средневековой Западной Европы. Клуб «Кречет» на базе и при поддержке центра патриотического воспитания детей и молодёжи г.Сыктывкара занимается обучением всех желающих основам русского рукопашного боя (по системе А.А.Кадочникова), историческому фехтованию на клинковом и древковом оружии, кузнечному и ремесленному делу. С последнего времени у бойцов появилась возможность овладеть навыками верховой езды в конном клубе Натальи Денисовой в местечке Давпон. Результаты деятельности – участие во Всероссийских и международных фестивалях, призовые места сыктывкарских спортсменов на всероссийских и международных турнирах по средневековым европейским боевым искусствам. Приходят приглашения на съёмки документальных и художественных фильмов.


2. Владимир, в каких турнирах и фестивалях клуб принимает участие?

Владимир: Для начала следует сказать что клуб «Кречет» входит в объединение северо-западных клубов исторического фехтования под эгидой ассоциации боевых искусств средневековья «ГрандКомпания», в связи с этим чаще всего мы выезжаем на фестивали, проводимые на северо-западе. На данный момент к нам уже поступили восемь приглашений: в январе поедем в Киров на ежегодный турнир «Хлынов-Град», в феврале пройдёт Ухтинский республиканский турнир, далее направим бойцов в Санкт-Петербург на один из авторитетнейших турниров сильнейших из воинов «Меч России». 23 февраля 2009г. будем принимать призёров и победителей региональных первенств России уже у себя в Сыктывкаре на третьем межрегиональном турнире по боевым искусствам средневековья «Медвежий край». В апреле нас ждут в Северодвинске. Летом мы традиционно примем участие в историко-реконструкционных фестивалях «Рыцарский замок» в г.Выборг, «Корела-Русская крепость» в г.Приозерск; «Старая Ладога» Лен. область и т.п..


3. А какую-то практическую пользу историческая реконструкция под собой имеет?

Дмитрий: Богатый наглядный опыт показывает, что человек, посветивший себя достижению цели (на каком-либо поприще) - умышленно лишает себя возможности, времени и средств на «глупости» широко пропагандируемые отдельными криминально ориентированными молодёжными субкультурами.

Кроме первостепенной задачи - отвлечения активной молодёжи от праздного, а зачастую и небезопасного времяпрепровождения, подобные мероприятия могут дать дополнительный толчок к развитию интереса к этнографии, краеведенью, ремесленному делу. Отнюдь не всё сводится к выплеску агрессии и выяснению отношений на поле брани. Все крупные историко-реконструкционные фестивали и турниры в России и за рубежом привлекают для насыщения культурной программы и туристической привлекательности данных мероприятий - этнические и фольклорные ансамбли и исполнителей. Проводят ярмарки продукции кустарных ремесленников, конкурсы исторической кулинарии, костюма, выездки и т.п.. Для последних это и хороший повод честно заработать, найти должное применение своим навыкам и умениям, показать своё искусство людям, найти новых друзей и коллег.


4. Съёмки? Может быть, Дмитрий, вы расскажите о них поподробнее?

Дмитрий: Летом 2007г., в период прохождения исторических фестивалей по позднему средневековью, основной состав "бойцов" клуба получил приглашение принять участие в съемках нового художественного фильма "Александр. Невская битва". Съёмки проходили с 9 по 19 сентября на берегу озера Вуокса в Ленинградской области. В те же дни  мы должны были быть задействованы на съемках документального исторического фильма BBC, посвященному становлению государства на Руси в IX-X веках и набегам викингов на границы Руси. Однако из-за плотного графика съёмок первого фильма выбраться на съёмки второго не удалось.

На берегах Вуоксы были  запланированы съемки массовых батальных сцен. Силами исторических клубов была восстановлена "битва на Неве", в которой под руководством Александра Невского "…русская дружина малым числом нанесише урон…" войскам шведского Ярла. Любопытно, что если изначально нас приглашали для участия с "русской стороны", то потом планы киношников резко изменились. С этим просто курьез приключился: нас заказали как Русь. Все собрали и начистили, а за день до поездки звонят организаторы и говорят, что Руси уже в четыре раза больше, чем бедных агрессоров шведов. Поэтому резко пришлось перековываться. Кстати, доспехи и оружие сыктывкарцы возили на съемки только свое.

Всего для участия в съёмках привлекли 94 человека боевой массовки (исторические клубы Санкт-Петербурга, Белгорода, Москвы, Мурманска, Североморска) и около  50-80 чел. Обычной ленфильмовской массовки. Все привлечённые к участию в этом мероприятии реконструкторы – признанные профессионалы постоянно участвующие в различных турнирах и фестивалях. В связи с этим на съёмках случался ряд казусов, когда первые пару дублей шведы сорвали и по привычке, выработанной на полях сражений в рамках фестивалей, выкосили русское воинство на корню и скинули в водоём... В первый день съёмок режиссёр по незнанию крикнул: «Ребятушки! Бьемся в полную силу» - итог троих человек уже после первого дубля бинтовали. «Безусловно достойно, но так они быстро кончатся!» - заключил в последствии режиссёр-постановщик просмотрев отснятый рабочий материал первого схода.

Воссоздавали все до мельчайших подробностей. Требования строжайшие! Нам даже запретили надевать защиту на руки, поэтому у многих актеров были сильные порезы и ушибы. Бились всерьез, так, чтобы зритель поверил - все по-настоящему…

Без смеха тоже не обошлось. Перед съемками наступления русских на шведский стан режиссер закричал в громкоговоритель:

-Русь, приготовиться к атаке! Через три минуты снимаем! Всем шведам срочно покинуть территорию лагеря! И вдруг из шведского лагеря доносятся крики: -Все, девочки, уходим!

Хохот гремел по всей площадке. Никто же не знал, что это гримерши шведам грим накладывали в палатках.

Актеры настолько «срослись» с эпохой, что даже ели и спали в доспехах, и на ночевку в лагерь ездили прямо задоспешанными.... двенадцатикилограммовых костюмчиках, не смывая грима и копоти.

-Нам всегда после ужина хотелось еще что-нибудь перекусить, и мы прямо в доспехах и гриме отправлялись грабить и полонить в местные магазинчики. - Зрелище ужасное - засохшая на лице вражеская «кровь», слипшиеся волосы, мечи и секиры наперевес… Местные жители, увидев нашу ораву десантирующуюся из автобусов по 70-80 человек и боевыми порядками блокирующих лавки с продовольствием - шарахались в разные стороны, потом правда привыкли, и даже вычислили, где находится съемочная площадка. Пытались проникнуть, но ничего не вышло. Система безопасности на съемках была строжайшая.



5. Интересно, а жили вы эти десять суток киносъёмок там же в импровизированном военном лагере?


Дмитрий: Обитали мы в часе езды от места съёмок в бывшем «пионерском лагере». Не люкс конечно, отопления не было...душ ограничен объёмом бойлера... в комнатах не убирались... Нам после сырости леса (дождики поливали) обувь и вещи сушить было особливо не где. Дух через недельку стоял «РУССКИЙ...любая баба яга испугалась бы». Весь женский пол отразили....так что существовали жёсткой мужской брутальной стаей. Ларьки были в километрах 3-4 от места стойбища... в связи, с чем сильно никто не куролесил. Да и рабочий день с 8 утра до 20 вечера выматывал.... сил на гульбиша уже не было.... Зато кормили на убой! Компания подобралась просто отличная! Общение дорогого стоит. Жаль только в конечный вариант вышедший на экраны попала малая доля того что мы осилили…и монтаж и озвучка желает лучшего…концовку как-то смяли.. А отснято было более 5 часов качественного рабочего материала. Выбрать было из чего. Или поленились или денег видать не хватило. Кино то продюсерское. Одна надежда. По слухам хотят сделать телеверсию фильма серий эдак на 6, туда войдёт всё.

6.Если не секрет, вам как-либо платили за участие в фильме?

Дмитрий: Формальный гонорар был... но доходы...едва покрыли расходы на транспорт и фураж..... работали за идею....и хорошую компанию. А доходы от участия в подобных проектах мы традиционно направляем в казну клуба на покупку сырья и материалов для производства новых комплексов и развитие клуба. Это наши не первые съёмки. Прошлым летом мы снимались в Петрозаводске в фильме «Воитель» снимавшимся по заказу местной епархии (этакое православное фентези).

Наши люди и комплексы снаряжения были задействованы в проекте Игоря Андриянова на КРТК в историческом ролике к юбилею Ульяновского монастыря и многое другое.

Этим летом в середине июня мы должны были выехать в Челябинск с большим количеством антуражного реквизита для участия в съёмках документального учебного фильма по проекту Челябинского государственного университета. Было достигнуто и согласование с музейными фондами и получена посильная помощь от специалистов Финно-угорского культурного центра в части информации… Фильм о периоде большого переселения народов вдоль Урала… главные действующие лица - воин и купец путешествующие вдоль Урала с юга на севре… по пути они встречались с народами и племенами проживавшими на данных территориях в тот период (вятичи, кривичи, мордва, мокша, славяне, вогулы и даже заезжие викинги) которые торгуют, охотятся, воюют и т.п. Проект был интересный и значимый, однако по причине того, что моё уважаемое руководство по месту службы по надуманным основаниям отменило мне летний отпуск, выезд был сорван. Подвели и киношников и научный люд, которые очень на нас надеялись, но тут уж ничего не пропишешь.

В конце сентября - октябре этого года планируются съёмки исторического-философского фильма повествующего об «истинном лике войны» на примерах начиная от старозаветных и библейских сюжетов до последних событий на Кавказе и иных локальных конфликтов современности. К нему так же будут широко привлекаться реконструкторы различных временно-тематических направлений от «ранятников» до «наполеоники» и «2 мировой». Подобная практика сильно облегчает жизнь киношным воротилам и удешевляет бюджет картин, так как не требуется «бутофорить» груды доспеха и вооружений (а это ох как не дёшево) и собственно о методах и тактике военных действий познаний и навыков у любого серьезного реконструктора куда больше нежели у самого дорогого постановщика и консультанта. Обычной массовке это не под силу.


7.Дмитрий как мы поняли, финансовая сторона не была главным призом за ваши старания, что же тогда вы получили от съёмок?


Дмитрий: Признание наших трудов и усилий, в первую очередь.

Наш клуб пригласили ...так как его репутация позволяет говорить о должном уровне развития боевых навыков и соответствия качества доспеха и реконструируемых нами комплексов. Многие занимаются исторической реконструкцией... Но уровень и планку работы каждый ставит свою. По сути, для нас это признание плодов наших трудов. Могли бы и обычных «ролевиков» с Питера нагнать..., а не собирать по всей стране по 3-5 человек от клуба, но им нужны были воины.


8. Вернёмся к клубу. Владимир, одну из важнейших ролей в турнирных боях играет облачение, возможно, вы подробно расскажите про создание доспеха, об их особенностях, материалах, и о чувствах которые вызывает их ношение.


Владимир: Необходимо признать, что историческая реконструкция в 100% исполнении практически невозможна или крайне затруднена. Поэтому существует лишь возможные уровни приближения к идеальной реконструкции.

Доспех, оружие и костюм должны представлять единый территориально временной комплекс. Бытовые принадлежности должны в основе своей иметь привязку к общему комплексу. Клуб «Кречет» представляет три эпохи, а соответственно и видов воинского обмундирования. Викинги-норманы VIII-X; Германия, Дания и Русь (в т.ч. степняки) XII-XIII веков; начата работа по воссозданию оружия, обмундирования и доспеха Европы XIV-XVI веков и племён и народностей проживавших в древности на территории современной Республики Коми (коми-зырян, вогулов, сиберов и славянских переселенцев). При изготовлении используются технологии и материалы (разумные допускаемые заменители) соответствующие эпохе реконструируемого персонажа. Все предметы амуниции научно обоснованы и имели аналоги в исторической действительности - описаны в научных трудах, изображены на гравюрах, картинах, миниатюрах и иконах того времени, документально археологически и архивно подтверждены.

Материалы, использованные при воссоздании комплекса, как минимум должны быть натуральными, фактура их должна соответствовать историческим прототипам. Возможные отличия не должны определяться на глаз. Использование синтетических и сугубо современных материалов (нержавеющая сталь, кирза, вискоза, лавсан и т.д.) строго запрещено даже при условии их полной маскировки. Использование современных технологий допускается при условии что, их никто не увидит. Так, например, сварочные швы на металле и машинные швы на тканевых предметах возможны только при их скрытом применении.

При изготовлении оружия допускаются изменения (отсутствие режущей кромки, сглаживание и закругление углов) для приведения в соответствие с требованиями безопасности Российского законодательства в сфере изготовления, хранения и перевозки холодного оружия (массогабаритных моделей).

В настоящее время мы располагаем возможностями к качественному изготовлению аналогов шлемов, одежды (в плоть до нижнего белья) и доспеха германских воинов, монголов-степняков эпохи «Золотой орды», Киевской Руси, Норвежских (Варяжских) воев. Хотя и приходится с завидным постоянством преодолевать дефицит средств, инструментария, сырья и производственной базы.


9. Наверняка наряду с воинской реконструкцией существует и реконструкция мирного быта. Не расскажите немного о том, как обстоят дела с пошивом средневековых костюмов и воссозданием утвари?


Дмитрий: Чаще всего доспех и одежда на быт взаимосвязаны... нельзя быть «гламурным» закованным в железо рыцарем, и не иметь аналогичного уровня (соответствующей эпохе, времени и народу) гражданской одежды, личных вещей, шатров, сундуков, посуды. Это признак плохого тона в рядах ортодоксальных реконструкторов. Может поэтому, сыктывкарские парни реконструируют профессиональную наёмную пехоту, среднюю прослойку средневековой воинской иерархии....


Владимир: На фестивалях, куда мы выезжаем, полностью воссоздаётся средневековое поселение. Палатки, полностью сделанными из льняной ткани, по старинным выкройкам. Столы, являющиеся полной копией столов той эпохи. Котлами и всей прочей походной утварью вплоть до посуды. Связано это обустройство быта с тем, что на фестиваль кроме участников приезжает огромное количество туристов. Поэтому организаторы заинтересованы в шоу, с акцентом на зрителей. Всё это взаимосвязано, чем приближенней к духу средневековья будет фестиваль, тем больше будет туристов, а следовательно и денег устроителям. Будут доходы у устроителей не будет проблем и у у частников ни с обеспечением, ни с безопасностью….

Мы занимаемся в основном доспехом, для быта мы делаем только то, что необходимо, и что мы можем увезти с собой как ручную кладь. Это в основном посуда и клепаный котёл. У нас как я уже сказал выше, у нас есть друзья в Питере, они устанавливают свой лагерь, и мы туда заселяемся на время фестиваля. Просто у нас нет возможности вывозить на фестивали палатки и столы и прочий бивуачный комплект. Вот когда развернёмся и обзаведемся транспортом – думаю эта проблема отпадёт.

10. И каково это вообще, носить средневековую одежду и питаться из средневековой посуды?


Владимир: Что касается одежды… Да есть для нас современных людей ряд неудобств: отсутствие карманов на одежде, непривычные материалы, обувка, брюки. О брюках вообще отдельный разговор. Есть достаточно непривычные «шоссы», это тонкие прототипы штанов, отчего-то принимаемые несведущим взглядом в фильмах как ритузы. Но во всём это есть свои плюсы, к примеру, простота выкройки (экономичность расхода ткани). В принципе носить достаточно удобно. Используются разного рода сумочки, сухарницы (сумки большие, носимые через плечо). В принципе если ты достаточно подкован по истории, и сделал достаточно продуманный костюм, то есть место, куда и сотовый положить и где деньги носить и записные книжки, что угодно. К тому же хорошо проработанный костюм отлично смотрится.


Дмитрий: Есть такая поговорка...от Ф.М. Достоевского... «Человек такая сволочь которая ко всему привыкает...» . Многое не привычно и даже неудобно. Ткани натуральные всё-таки грубоваты. Обувка реконструкционная хлипкая и в дождик не спасает от намакания. Но многие вещи незаслуженно утрачены и забыты.

Есть мнение развить эту тему и возможно заразить моду атрибутами средневековья. На сколько я в курсе наши девушки после этого лета в институт с сухарницами стали ходить, фибулы широко применяют.



10.Дмитрий, Владимир расскажите, пожалуйста, какие эмоции вами обуревают, когда вы погружаетесь в этот средневековый мир?

Владимир: В наши дни много разных экстремальных видов спорта, и боевых искусств множество. Здесь тоже экстрим, особенно когда тяжелым клинком бьёшься, а тем более бугурт (групповая массовая сшибка), когда против тебя от 10 до 150 человек стоит, очень захватывает. Но в отличие от других экстремальных видов спорта, в нашем деле это романтика. Не в плане романтизма, а в том смысле, что романтика единства, воинского братства. Это и боевое, война всегда была уделом мужчин, и физическая подготовка, когда понимаешь что можешь многое, и когда ты уже борешься за победу, это мощный стимул, желание быть первым.


Дмитрий: В части личных ощущений... когда на поле 300-400 мужиков готовы друг друга убить, вокруг все звуки превращается в единый ор, ниспадаешь до уровня "зверя". В каждом мужике сидит «зверюга».... и если ей вовремя не давать разрядку она обязательно накопит силушку и вылезет где-нибудь в другом месте. В семье, на работе, ещё куча вариантов. А тут всё под контролем. Люди в правильных безопасных железках...под контролем правил и бдительных судей. Риск есть, а где его нет?

Со мной в одном строю стояли ректоры истфаков питерских вузов (на Ладоге) ... интеллигентные люди до корней волос. Только начался бой, и ели мы догнали этого дядю. Он уже первый врубился во вражеский строй и осыпал всех тумаками, топориком и в дополнение охаживал великорусским бранным слогом. Поле то как не крути «брани»... Значит всем полагается ругаться.


11.Напоследок, господа, не посвятите ли нас в планы клуба на будущее?


Владимир: Как я уже сказал, у нас есть приглашения на ряд российских фестивалей, к которым мы старательно готовимся. Вообще подготовка занимает большоё место в жизни клуба, ведь один только костюм из тебя воина не сделает. Потому как необходимо хорошо выступать, что бы другие клубы воспринимали тебя серьёзно.

Дмитрий: В последнее время мы стали активно сотрудничать с конным клубом Натальи Денисовой в местечке Давпон. Вместе с её воспитанниками участвуем в городских мероприятиях. Рыцари на конях это очень красивое, завораживающее зрелище. Вполне возможно, что скоро сыктывкарцы смогут увидеть зрелищные конные сшибки (турниры) и выступления верховых наездников. Есть интересный проект строительства центра финно-угорских культурных традиций. В случае воплощения данного проекта можно было бы создать комплекс сооружений для возможности занятий всех желающих традиционными ремёслами (керамика, ткачество, кузнечное дело, ковка доспехов и т.п.), историческим фехтованием и рукопашным боем; народными видами состязаний и игрищ; выездкой и навыками обращения с лошадьми и другими домашней скатинкой. В коллекции Натальи кроме лошадей и пони уже есть верблюд, овечка и целый выводок прелестных пёсиков. Ищем возможность достать пару живых олешков. А то средне статистический городской столичный житель всю жизнь прожив на севере живьём не разу не видел этих животных … я уж не говорю о том, что навыки обращения с ними в большинстве своём утрачены. Есть большое желание основываясь на археологических материалах воссоздать жилище и быт наших предков проживавших в наших краях в период раннего средневековья. Эта ли не связь времён и сохранение наследия? Землицу формально под это дело нашли…преодолевается бюрократическая стадия согласования и оформления. На настоящий момент времени главным вопросом становится поиск финансирования строительства. Возможно заявим данный проект на грант или конкурс молодёжных инициатив. Кто упрётся тот добьется. Для клуба строительство постоянной базы прежде всего позволил о бы расширить наши ряды и возможности привлечения большего количества людей к занятиям, устранило бы извечную проблему поиска залов для проведения тренировок и занятий производственным процессом. Да и городу такой цент был бы не лишним. Было бы куда гостей сводить, чем удивить, да и самим жителям было бы не лишне проникнуться традициями земли на которой они обитают. Примером тому можно привести «Деревни викингов» в Норвегии и Швеции, проекты «живой истории» у финских коллег. Или скандинавы более трепетно относятся к своим корням?




Категория: Полезная инфомация | Добавил: ёж
Просмотров: 675 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]